Закупочные цены на топливо растут, а прибыль частных автозаправок — падает. Опасаясь разорения, предприниматели, владеющие одной-двумя АЗС, вынуждены закрывать их или продавать — конкуренция с сетевыми гигантами (они принадлежат нефтяным компаниям) им не по зубам. Чтобы исправить ситуацию, правительство договорилось с нефтяниками о заморозке отпускных цен до 31 марта 2019 года (с нового года их будут лишь индексировать на уровне инфляции), но последние уже нашли способы повысить прайсы в обход соглашения. Inc. выяснил, как мелким и независимым топливным ретейлерам выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями (спойлер: спасение – в блокчейне и электромобилях).
Несмотря на договоренность нефтяников с правительством, цены на бензин растут уже сейчас: рынок проигнорировал попытку их сдержать. За 3 рабочих дня биржевая стоимость АИ-92 выросла на 4%, АИ-95 — на 4,6%. Участники рынка объясняют это просто: нефтяные компании снизили предложение во внебиржевом сегменте, из-за чего независимые игроки ринулись на биржу, — как следствие, вырос спрос.
Крупнейшие нефтяные компании нашли еще один способ повысить цены в обход соглашения с правительством. Они сокращают или отменяют скидки по топливным картам для корпоративных клиентов, заменяя их наценками, как «Газпром нефть» например (по данным «Коммерсанта»). Этим недовольны грузоперевозчики и ретейлеры, которые в сложившихся условиях пытаются искать альтернативных поставщиков или поднимать цены, что может привести к подорожанию едва ли не всех товаров (в их конечную стоимость почти всегда заложены затраты на логистику).
Собственным автозаправкам нефтяные компании продают бензин дешевле, чем независимым игрокам. Стоимость бензина в Подмосковье для любой частной автозаправки составляет 40,5 рублей за литр с доставкой на АЗС. Но к этой цифре нужно прибавить еще расходы на зарплату сотрудникам, электроэнергию, аренду земли, содержание оборудования и обслуживание банковских карт. Своим заправкам нефтяные компании отпускают бензин по 41,7 рублей за литр — но в эту стоимость входят все операционные расходы каждой заправки. Кроме того, в октябре нефтяники увеличили поставки на собственные АЗС, из-за чего остальным предприятиям топлива стало не хватать. «На нефтебазах дизеля просто нет уже 10 дней. Объяснение — весь объем отдан на собственные АЗС», — рассказала Inc. совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина.
Небольшие топливные ретейлеры давно жалуются на падение заработков (а иногда – и убытки). По данным Независимого топливного союза, сегодня средняя маржинальность частных АЗС на АИ-92 и АИ-95 составляет около 1,4 рубля на литр, а дизельного топлива — и вовсе достигла отрицательных значений: –1,08 рублей на литр. Неконтролируемое повышение роста оптовых цен и запрет правительства на увеличение конечной стоимости продукта, по мнению экспертов, «убивает» независимые АЗС. «Перед правительством не стоит задача убрать с рынка независимых заправщиков, — пояснил Inc. президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Там знают, что несетевые ретейлеры находятся на грани разорения. Но, к сожалению, интересы Минфина доминируют, их решения правительству важнее проблем нашей отрасли».
Пытаясь выжить, независимые игроки рынка нефтепродуктов вынужденно поднимают свои прайсы. По данным Евгения Аркуши, стоимость литра бензина на независимых московских АЗС выше на 1-1,5 рубля, чем у сетевых компаний, а на Дальнем Востоке — на 5 рублей. И рост топливных цен не остановится, пока объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок не увеличатся, убежден глава Российского топливного союза. А аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что цены на топливо рано или поздно придется отпустить. «Рост розничных цен остановится, если акцизы на топливо отменить», – сказал он Inc.
Потерявшие надежду топливные ретейлеры вынуждены продавать или закрывать свои автозаправки. Каждый день на Avito и других подобных площадках появляются новые объявления о продаже частных и сетевых (до 5 колонок) АЗС. Например, в Москве и Московской области на начало ноября продавалось 49 автозаправок, в Челябинской области — 49, Самарской — 23. Разброс цен — от 1,5 млн рублей до 99 млн рублей. Помимо самих колонок, продаются земля и прилегающие здания: кафе, отели, крытые стоянки, магазины.
Уход независимых компаний и уменьшение конкуренции на рынке позволит нефтяным гигантам диктовать свои правила на автозаправках, считают эксперты. Чтобы этого избежать, правительству необходимо ограничить влияние Минфина на отрасль, привязать рубль к ценам на горюче-смазочные материалы и отменить акцизы. Пока же рост налоговой нагрузки привел к тому, что компании ищут способы компенсировать потерянную выручку путем увеличения цен, — чему виной монополия на производство нефтяных продуктов, заявил Inc. Николай Котов из компании «Аналитика Онлайн». «Компании-лидеры договорились между собой о стоимости, — в таком случае цена 100 рублей за литр бензина — это вполне возможная перспектива», — считает эксперт.
Оставаться на плаву частным заправкам помогают магазины и кафе на их территории. Член Совета Федерации от Астраханской области Геннадий Орденов на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака уже предложил разрешить торговлю слабоалкогольными спиртными напитками на АЗС. Идею в правительстве поддержали, посчитав, что такое решение снизит желание предпринимателей покрыть убытки мошенническими методами. «Запрет на реализацию алкогольной продукции значительно уменьшил прибыльность такого вида предпринимательской деятельности и общей доходности сектора нефтепродуктообеспечения. Содержать некоторые магазины при АЗС стало нерентабельно, что привело к их ликвидации, сокращению рабочих мест и оттоку клиентов», — заявил Inc. сенатор. К тому же, установленное в 2011 году ограничение на продажу алкоголя оказалось неэффективным: число аварий с участием пьяных водителей в 2017 году, по сравнению с 2010 годом, выросло на 26%.
Чтобы выжить, владельцам АЗС необходимо пересмотреть свой бизнес, и сложившаяся ситуация как нельзя лучше подходит для этого. Старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин заявил Inc., что период высокой прибыли с нефтяных продуктов закончился: упавший 3 года назад спрос на бензин уже не восстановится. К тому же, набирающие популярность сервисы каршеринга в будущем отнимут у АЗС часть прибыли: водителей-частников станет меньше, а значит, упадут и продажи на автозаправках.
Выходом для владельцев несетевых АЗС может стать внедрение новых технологий закупок. «Снизить издержки и сэкономить время при обработке сделок можно с помощью платформы блокчейна. Есть компании, использующие «агентскую» схему: они поставляют топливо на несетевую автозаправочную станцию и по результатам продаж выдают вознаграждение», — рассказала Inc. декан факультета международного энергетического бизнеса Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина Елена Телегина. Такая схема позволяет сторонам получать фиксированный годовой доход.
Небольшие топливные ретейлеры могут также перепрофилироваться и открыть станцию заправки для электромобилей. Тем более, что в регионах в этом бизнесе сейчас практически нет конкуренции, а спрос на услугу будет только расти. Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов рассказал Inc., что к 2025 году число электромобилей на мировом рынке, по усредненным прогнозам, вырастет до 32 млн, а к 2030 году — до 100 млн.
Для продвижения колонок нужно применить основы маркетинговых коммуникаций. Скидки, акции, интересная информация о продукции — необходимо использовать все рычаги, чтобы привлечь клиента и выделиться среди конкурентов. Хорошим решением будет разработка собственного приложения и введение бонусных программ для постоянных посетителей — как, например, «купи 10 порций кофе и получи 1 в подарок».